КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (22.03.1806-11.06.1856), один из виднейших представителей славянофильства.

Родился в дворянской семье. Отец Киреевского был близок к масонским кругам XVIII в.; мать — глубоко религиозная женщина, под влиянием своего родственника — поэта Жуковского, была горячей поклонницей немецкого романтизма. Его отчим, Елагин, являлся почитателем Канта и Шеллинга. К двенадцати годам Киреевский знал в совершенстве немецкий язык, изучал древние языки. С 1822 года слушал лекции в Московском университете, в частности, по философии Шеллинга.

С 1824 года Киреевский служил в архиве Министерства иностранных дел, где встретил ряд талантливых молодых людей, вместе с которыми основал философский кружок — “Общество любомудров”. В 1831 году Киреевский предпринимает поездку в Германию, слушает лекции Гегеля (с которым знакомится лично), Шлейермахера в Берлине, потом едет к Шеллингу в Мюнхен. По возвращении в Россию издавал журнал “Европеец” (1832), запрещенный на втором номере. Переходит от западничества к славянофильству. Существенным моментом в этом переходе служило обращение внимания со стороны жены на то, что идеи Шеллинга “давно ей известны — из творений свв. Отцов”. И постепенно, как отмечает В. В. Зеньковский, Киреевский стал читать творения свв. Отцов, а затем у него завязались близкие отношения с духовными лицами.

Особое значение имела близость имения Киреевского к Оптиной пустыни. “Киреевский в каком-то смысле ближе к Церкви, чем Хомяков, — он находился в постоянном общении с церковными людьми, особенно со старцами Оптиной пустыни. И если у Хомякова центральным понятием (не только в богословии, но и философии) является понятие Церкви, то для мысли Киреевского таким центральным понятием является понятие духовной жизни. Отсюда исходил Киреевский в своих философских размышлениях; в известном смысле, его главные построения базировались именно на понятии “духовного опыта” (В. Зеньковский “История русской философии”). В работах к. 1830—50-х Киреевский развил философскую и социологическую систему, явившуюся теоретической основой славянофильства. Согласно Киреевскому, существуют две формы познания — отвлеченно-рациональная (свойственная западноевропейскому миру) и полная, “живая”, включающая в себя, кроме рационального, также этический, эстетический и др. моменты. Совокупность моментов этого “живого знания” подчинена высшему познавательному акту — религиозной вере. Эта форма познания в истинном и чистом виде свойственна православно-славянскому миру. Жизнь человека, группы наций основана на религии, которая определяет тип образованности и весь характер общества. Гибель западной цивилизации, пораженной язвой рационализма, неизбежна; ее может спасти только восприятие православно-славянской цивилизации, наиболее полно раскрывающейся в духе русского народа. Славянофильские идеи Киреевского тесно связаны с его учением о личности и с его антропологией (учением о духовной сфере как “внутреннем ядре” в человеке).

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 - 1856), прозаик, критик, публицист, философ.

Родился 22 марта (3 апреля н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. Получил отличное домашнее образование, вырос среди талантливых, увлекающихся литературой, философией и искусством людей.

В 1824 поступил на службу в Московский архив иностранной коллегии и вступил в Общество любомудров, которое вскоре было распущено после поражения декабристов. Киреевский оставляет службу, решив посвятить себя общественному служению: "...содействовать просвещению народа не есть ли величайшее благодеяние, которое можно ему сделать?", - пишет он своему единомышленнику.

В 1828 в "Московском вестнике" появляется его статья "Нечто о характере поэзии Пушкина", в которой Киреевский первым обращает внимание на народность и самобытность пушкинской поэтической музы. В статье "Обозрение русской словесности за 1829 год" указывает на значение для русской литературы деятельности Н.Новикова, имя которого в то время находилось под запретом. В 1830 едет в Германию, встречается с Шеллингом и Гегелем, слушает лекции Л.Окена и Ф.Шлейермахера, Риттера и Шорна. Вернувшись в Россию в 1832, предпринимает издание журнала "Европеец", призванного связать русскую культуру с европейской. Эту идею поддержали лучшие русские литераторы, в частности сам А.Пушкин. Однако уже после второго номера журнал был запрещен, поводом к чему послужили статьи Киреевского "„Горе от ума" - в Московском театре" и "XIX век". Автор был объявлен неблагонадежным, и от ссылки его спасло только заступничество Жуковского.

В 1839 начинается второй период его деятельности, связанный со становлением и развитием славянофильства. Принял участие в дискуссии между славянофилами и западниками, осуждая крайние позиции К.Аксакова и А.Хомякова (статья "В ответ А.С.Хомякову"). В эти годы Киреевский пробует силы в прозе (рассказ "Царицынская ночь", роман "Две жизни", повесть "Остров").

В 1845 становится неофициальным редактором журнала "Москвитянин", издававшегося М.Погодиным, но из-за разногласий с ним выпустил только три номера. Продолжая разрабатывать проблему национальной самобытности русской культуры, публикует в славянофильском "Московском сборнике" статью "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" (185/).

В "Русской беседе" (1856) была напечатана последняя статья Киреевского "О необходимости и возможности новых начал для философии". Н.Чернышевский в 1860-е сказал о Киреевском, что в нем "...была жажда истины, он пробуждал в других деятельность мысли. Потому он был полезен и нужен у нас".

Умер И.Киреевский 11 июня (23-го н.с.) 1856 в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Киреевский Иван Васильевич (1806, Москва-1856, Петербург) - славянофил.

Происходил из старинного дворянского рода. Детство К. прошло в родовом имении Долбино Калужской губ. В.А.Жуковский, к-рому мать К. приходилась племянницей, оказал на мальчика огромное влияние. К. получил прекрасное домашнее образование. В 1822 семья переехала в Москву, где К. вместе с братом Петром Киреевским брал уроки у профессоров Моск. ун-та. В 1824 поступил на службу в архив Иностранной коллегии и вошел в "Общество любомудрия", где цвет тогдашней моек. молодежи занимался изучением философии и политэкономии. Был знаком сА. С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, М.П. Погодиным, Е.А. Баратынским и др. выдающимися современниками; в 1829 выступил как самостоятельный и яркий лит. критик, охарактеризовав развитие рус. лит-ры и высоко оценив Пушкина. В 1830 посетил Германию, будучи "окружен первоклассными умами Европы", слушал лекции и беседовал с Гегелем, Шеллингом. В 1832 К. издавал журн. "Европеец", сумев привлечь к сотрудничеству лучших литераторов, но на третьей книжке издание было запрещено, т.к. Николай! в лит. критике усмотрел пропаганду рев. и конституционных идей, и только заступничество В.А. Жуковского спасло К. от ареста и ссылки. Впоследствии попытки К. получить кафедру философии в Моск. ун-те или вернуться к лит. деятельности были неудачными. Сблизившись со старцами Оптиной пустыни, занимаясь религиозно-философскими поисками, К. пришел к славянофильству, став одним из лидеров этого направления общественной мысли. К. полагал, что логическая рассудочность и практицизм привели европейскую цивилизацию к бездуховности, выразившейся в рев. переворотах и рационалистической философии. Считая религию главной силой общественного прогресса, он полагал, что Россия и славянство сумели сохранить патриархальность и религиозность, несмотря на реформы Петра 1, привившего народу западные формы жизни. Задача России, по мнению К., заключалась в возвращении к самобытности, "к цельности бытия", к-рое сможет дать знание творений восточных отцов церкви и православие, что, в свою очередь, позволит переосмыслить достижения Запада и постичь истину.