КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич (11.02.1808-25.10.1856), публицист, археограф и фольклорист. Видный деятель славянофильства, младший брат И. В. Киреевского.

Детские годы, как и его брат, Петр провел в имении своих родителей в Калужской губ., получил солидное домашнее образование. В сер. 1820-х Киреевский установил литературные и дружеские связи с А. С. Хомяковым, С. П. Шевыревым, Д. В. Веневитиновым, вместе с братом входил в “Общество любомудрия”. Киреевский изучил семь иностранных языков, много переводил Байрона, Шекспира, Кальдерона. Первые литературные опыты Киреевского относятся к 1827 (с публикации в “Московском вестнике” изложения “Курса новогреческой литературы”). В 1829 — 30 выезжал вместе с братом в Германию, где изучал немецкую философию. Свои славянофильские взгляды на историческое развитие России Киреевский изложил в статье “О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину” (“Москвитянин”, 1845).

В 1840-50-е Киреевский усиленно занимался собиранием и изучением памятников русского фольклора. Народные песни и сказания Киреевский начал собирать в 1831 в Московской, затем в Новгородской и Тверской губ. Некоторые из них (духовного содержания и свадебные) были изданы в 1847 — 56 в журналах и сборниках. Полностью изданы уже после его смерти (“Песни, собранные Киреевским”, вып. 1 — 10, 1860 — 74, новая серия вып. 1 — 2, 1911—28). Киреевский собрал тысячи текстов лирических и исторических песен, народных былин. В этой работе Киреевскому помогали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. И. Даль, Аксаковы и другие единомышленники-славянофилы.

Подобно брату, П. В. Киреевский завещал похоронить себя в Оптиной пустыни.

В. А. Федоров

Киреевский Петр Васильевич (1808, с. Долбино Калужской губ. - 1856, Киреевская слободка ок. Орла) - славянофил.

Брат И. В. Киреевского. Получил серьезное домашнее образование; в 1822 брал уроки у профессоров Моск. ун-та, слушал лекции в Мюнхене. Владея семью языками, К. много переводил. Определившись в своих славянофильских пристрастиях и веря в великую судьбу рус. народа, К. с 1831 стал систематически записывать народные песни, мечтая воссоздать духовную основу народа, в них запечатленную. К этой работе К. сумел привлечь многих литераторов, среди к-рых А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, В.И. Даль, М.П. Погодин. К. создал уникальное собрание, насчитывавшее свыше 10 тыс. песен, составившее эпоху в отечественной фольклористике. При жизни К. изза цензурных сложностей было напечатано лишь 67 песен. Несмотря на ряд изданий рус. и сов. времени, большая часть собрания остается неопубликованной. Исследователь жизни К. М.О. Гершензон пришел к выводу: "Не собиранием народных песен, не исследованиями в области русской истории он исполнил свое жизненное призвание, но тем, что в определенный момент он явился среди русского образованного общества, как живое воплощение русского народного духа и как живая связь между народом и этим оторвавшимся от народа обществом".